Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов.
ДА, КЭП!
#ИНДИЯ

Кочин: танцы Катакали и круиз на хаусботах по заводям Кералы

Большое путешествие по Индии I: Часть 5
Фото: Мария Согрина и Антон Янковой

Мария Согрина
автор проекта
Я продолжаю рассказывать о своём первом большом путешествии через всю Индию вместе с братьями Янковыми, которые мы проделали этой осенью-зимой.

Наше путешествие началось со священного «города смерти» Варанаси (здесь) , в котором я отравилась так, что чуть не умерла. Потом был «город любви» и камасутры Каджурахо (здесь) и наконец мы достигли Агры и легендарного Тадж Махала (здесь). После чего исследовали пляжи Гоа и я попала в аварию (здесь).

В этом посте я расскажу о нашей следующей точке маршрута - южном штате Керала, о традиционных танцах Катакали, а также про круиз на хаусботах. Ну что? Погнали!
Кочин и танцы Катакали
Из Гоа в Кералу, самый южный штат Индии, мы домчали на поезде всего за сутки. Знаю, для западного человека сутки на поезде - это кажется много. Для Индии - это ничто. План был остановиться на день в Кочине и оттуда отправиться в Аллепи. В Аллепи арендовать рисовый дом-лодку и отправиться на нём в заплыв по заводям.

Наш поезд приехал на станцию Эрнакулам примерно к обеду. Эрнакулам этот ближайший к Кочину город, куда едет поезд. Чтобы добраться до Кочина нужно воспользоваться паромом. Паромы между двумя городами курсируют постоянно. Дорога занимает 30-40 минут.
Итак, мы в Керале! Самом южном штате Индии. Кочин - крупный портовый город. Современная часть его ничем особо не отличается от всей остальной Индии. Кроме того, что сам город расположен на условных «полуостровах» и чтобы перемещаться между ними прийдётся пользоваться паромами. В Кончине мы планировали пробыть всего лишь полдня, поэтому остановились в историческом центре, старом городе. Приняли душ после поезда, немного отдохнули и пошли гулять по местным достопримечательностям.
Для любителей истории: главная достопримечательность Кочина - это оборонительный форт и по совместительству первое сооружение, построенное европейцами в Индии в XVI веке. Также здесь находится церковь Святого Франциска — самый старый католический храм в стране. На его территории был некогда похоронен знаменитый мореплаватель Васко да Гама, прах которого впоследствии перевезли в Лиссабон.
Хотя, Кочин в прошлом был под властью португальцев, в городе есть колоритный еврейский квартал и действующая синагога Парадеши. В этом же квартале находится магазинчик с натуральными аромамаслами и особым маслом из керальского жасмина. Будете здесь, обязательно зайдите.

Самое колоритное место, чтобы посмотреть закат находится возле парка Васко да Гама. Известно оно аутентичными китайскими рыболовными конструкциями и сетями, с помощью которых местные умудряются столетиями подряд ловить рыбу. Вид заходящего солнца на фоне этих рыболовных конструкций является визитной карточкой Кочина. Здесь же находится рынок со свежим уловом, который осаждают местные коты.
Ещё одной визитной карточкой Кочина является традиционный танец Катакали. Я не могла пропустить такое шоу. И пока братья ходили снимать закат, я решила культурно обогатиться и провела несколько часов в культурном центре Kerala Kathakali Centre. Здесь каждый день проводятся театрализованные постановки, в основе которых лежат классические сюжеты из индийского эпоса. Это очень зрелищно.
Катакали - это очень необычное шоу, в котором участвуют только актёры мужчины. Обучаясь этому театральному ритуальному танцу они только 5 лет тратят на то, чтобы освоить разные выражения и движения глазами. Ещё пару лет - накладыванию грима. А про сам танец я вообще молчу. Я была на постановке знаменитой «Рамаяны», священном писании на котором воспитывались поколения индийцев тысячелетиями. Я была в восторге, особенно от мимики актёров.

Это было действительно потрясающе! Я ни на мгновение не пожалела, что выбрала прийти сюда вопреки мнению братьев о том, что это всё постановки для туристов и ничего аутентичного здесь нет. Это не правда. Я бы с удовольствием посмотрела все постановки. А их тут несколько, с разными сюжетами и костюмами.

Южная Индия и её культура, архитектура сильно отличаются от остальной Индии. Здесь необычно гостеприимно и это совершенно другой мир. Хотя, Индия сама по себе и так другая планета.
Круиз на хаусботах по заводям Кералы
Керальские заводи или Kerala Backwaters - это 900 км каналов, рек, озёр, заводей, лагун, которые тянутся параллельно побережью Аравийского моря. В круиз по заводям можно отправиться из городка Аллепи.
Из Кочина в Аллепи (или Аллапуза) можно добраться на локалбасе. Это занимает чуть больше часа времени.

По приезду мы сразу же пошли к месту отправления хаусботов (House - дом, boat - лодка) и в одном из агентств сторговались за лодку за 100$/сутки за троих. Этого времени нам было более чем достаточно для первого раза. В стоимость однодневного круиза входит 3х разовое питание и снеки. Лодки отплывают утром, поэтому эту ночь мы провели в одной из местных гостиниц.
Из любопытного в Аллепи мы встретили большой сетевой супермаркет. Это так непривычно. До этого мы видели только небольшие лавки как на севере, так и на юге. Я думала, что так оно везде. А тут на тебе! Керала отличается от всего того, что мы выдели ранее. Растительность здесь такая пышная, яркая, сочная и такие же местные жители. О таких говорят кровь с молоком. На улицах намного чище, нежели в северных штатах. А фрукты, выросшие на экваториальном солнце в разы вкуснее!!!
Штат Керала известен своими кокосовыми пальмами. И название Керала буквально переводится как «земля кокосовых орехов». Поэтому, фото с кокосом из Кералы - это маст! Кокосы мы пьём и едим начиная с самого Варанаси. Я не пишу об этом как о чём-то особенном, стоящим внимания. И это моя ошибка. Свежие кокосы - моя любимая еда в Индии. С точки зрения аюрведы, традиционной индийской медицины, кокос очень полезен. И кроме того, это очень вкусно. Поэтому, будете в Индии, настоятельно рекомендую выпивать и кушать хотя бы по кокосику в день. Они здесь ~1$/шт.

Но не только кокос является визитной карточкой Кералы. Здешние сахарные жёлто-оранжевые ананасы известны на всю страну и за её пределами. И как раз в Аллепи со мной приключилась история на эту тему.
Откровенно говоря, за пару недель путешествий по Индии с рюкзаками, аварии, в которую я попала и всеми тяготами путешественной жизни, которые остались за кадром, моя психика изрядно подушаталась. Добавьте к этому любопытствующую толпу, которая постоянно кружится и пялится на тебя как на инопланетянку. Разного рода торговцев, которые постоянно стремятся тебя надурить. Миллион переездов на всех видах транспорта. Да и общий перебор эмоций и впечатлений за такой короткий промежуток времени. И можете представить моё состояние «на чеку» и «без чеки».
Я обожаю свежевыжатые соки. На остальной территории Индии нам всё время пытались насыпать в них либо сахара, либо чёрной соли, либо масалы (острой смеси специй), либо просто разбавить сок водой. Поэтому я всегда была на чеку. И вот тут также. Договорились о цене, ноу шугар, ноу вотер. Соковала (продавец сока) чинно крутит ручку соковыжималки, похожей на мясорубку и протягивает результат своих стараний мне.

Я пью сок и понимаю, что вот опять! Гад! Насыпал мне сахара, когда мы заранее договорились без и без воды! Стопроцентов в соке сахар! Он такой сладкий и тягучий, что иначе и быть не может. Соковала божится, что не сыпал. Пока меня обуревает праведный гнев, а братья успокаивают эту буйную блондинку посреди оживлённой индийской улицы, по которой снуют туда-сюда коровы, собаки и люди в разноцветных одеждах, мы решаем отжать ещё один сок на спор! И уже не сводим с мужика глаз. Вопрос не в деньгах, уговор дороже.
Вообщем... скажу так. Мне было стыдно и я долго извинялась, заказывая третий стакан. Сок оказался ещё слаще первого. И оказалось, что это у них тут в Керале вот такие сахарные ананасы с грядки по ~1$ за штучку. Они даже внешне отличаются от всего того, что я видела раньше и принимала за ананас. Сок этот пенный, жёлто-оранжевый, сладкий-сладкий, солнечный и в нём соломинка стоит! Он будто нежное ананасное облачко... Только ради одного этого сока стоило приехать в Кералу.
Итак! Утром в назначенное время мы с вещами пришли и заселились на лодку. Лодка - это очень скромно сказано. Мы заселились на наш хаусбот или целый плавучий дом!

В нашем распоряжении личная комната с кондиционером (на лодке!), туалет и душ. Кроме нашей, есть ещё одна комната для персонала, кухня, пространство для отдыха и приёма пищи, стол и стулья, матрасы, подушки как на носу лодки, так и по бокам палубы. Из персонала у нас капитан и личный повар. Мы полностью автономны. Маршрут на следующие сутки - это система каналов и заводей, которая по своему размеру уступает только Амазонским.
Попадая вот в такие места и в таких условиях мне приходится себя щипать, чтобы чувствовать и осознавать, что это происходит со мной. А иначе кажется, что я героиня приключенческого фильма. Насколько удивителен и огромен мир, такие разные люди, такие разные культуры и так всё по-другому может быть!

Система керальских заводей - это нечто. Это не просто дикие заводи и мангровые заросли. Нет! Это целая экосистема деревень со своей уникальной инфраструктурой. Здесь кипит жизнь! В деревнях крестьяне выращивают рис, кокос, папайю и примерно то же самое, что и в других частях Индии. И с виду это обычные деревни, только вот вместо дорожного сообщения здесь сетка каналов. Есть крупные, есть поменьше и поуже. Всё, как в обычном городе на дороге. Только вместо машин - лодки.
Передвигаются здесь все на лодках. Даже храмы здесь и те сооружены на лодках и вместо того, чтобы по воскресеньям или другим днях ходить в храм, храм сам приезжает к тебе домой. Удобно!

Пару раз мы делали остановки и причаливали к берегу. Раз - для того, чтобы купить местных кокосов и ананасов, второй - чтобы зайти в гости к местным жителям. Остальное время мы плыли вдоль домов местных жителей и любовались экзотическими видами.
Как вы уже поняли, главное развлечение на лодке - это просто плыть и наслаждаться бархатистой водной гладью и речной идиллией. Можно расположиться на самом носу лодки, целый день «смотреть живой телевизор» и чувствовать себя героиней фильма. Ещё можно писать дневничок, делать миллион фотографий постоянно меняющегося пейзажа и просто жить «жизнью белого колонизатора», вдыхая полной грудью.
Движение по заводям местами оживлённое. На главных «магистралях» порой выстраивается целый парад из хаусботов. Они бывают не только такие маленькие как у нас. Бывают целый плывучие отели на много комнат. Они пользуются особой популярностью среди местных. Если на таком маленьком, как у нас, ездят в свадебное путешествие новобрачные. То на больших хаусботах частенько отмечают или празднуют свадьбу или устраивают вечеринки с дискотекой и светомузыкой. Выглядит это конечно посреди заводей необычно мягко сказано, но это Индия и здесь всё с ног на голову.
В назначенное время шеф подал нам обед. В меню, как всегда, его величество рис, тушёные овощи в нескольких вариантах, подлива карри, салат, лепёшки, чай и рисовый пудинг на десерт. Меню вегетарианское. Готовят просто и вкусно. По нашему запросу не остро (в коем веке!). За целый день на воздухе аппетит является лучшей специей.
Ночь мы также провели на хаусботе, скрываясь под балдахином от москитов. Вот этого счастья на заводях сами можете представить. Любопытно, что в какой-то момент москиты пропадают, где-то после 9 вечера. И можно без проблем перемещаться по палубе. На заводях с электричеством всё плохо и местность не освещается и не «глушит» своим светом звёзды. Поэтому звёзды на небе видятся очень ярко и отчётливо. И это такое приятное ощущение осознавать под этими звёздами, что ты находишься Бог знает где... посреди диких заводей... на юге Индии... в такой дали от западной цивилизации...
Утром следующего дня, после завтрака, мы причалили обратно в том месте, откуда начался наш круиз. Я очень люблю прогулки на лодках, очень люблю воду. Я уже писала, как в Непале была в полном восторге от прогулки на каное. Так и здесь. Этот день был таким удивительным, таким умиротворяющим и таким нужным. Это была отличная идея, чтобы привести в состояние покоя свою психику после шума больших городов и изматывающих переездов.
Если будете в Керале, не отказывайте себе в таком удовольствии. Это и, правда, волшебно! Если я когда-нибудь ещё раз решусь выйти замуж, то часть свадебного путешествия я обязательно проведу здесь. И вам советую :) Благодарю за то, что путешествуете со мной!

А мы едем дальше. На самую южную точку материковой Индии на мыс Каньякумари. Вот пишу эти строки и сама удивляюсь какое насыщенное путешествие у нас получилось всего за 3 недели.
Все истории из этого путешествия