Куки беру?
Куки даю!
#EXTREMАША

Рафтинг в Непале

Отчёт о 3х дневном сплаве по священной реке Калигандаки или что ожидать от рафтинга в Гималаях

Фото: by Paddle Nepal

Мария Согрина
автор проекта
Этой осенью мы провели свой второй активный тур в Непал Nepal Active Life. Посмотреть полный фотоотчёт можно здесь. Путешествие получилось довольно экстремальным. Но несмотря на это, в нём приняли участие не только молодёжь «кому за 20», но и за 30, и 40, и даже 50. Оказалось активные приключения любят все и возраст таким приключениям абсолютно не помеха.

В путешествии было много экстремальных приключений, о которых я решила сделать серию отдельных постов. В этом посте я хочу рассказать про наш 3х дневный сплав на рафтах по священной реке Kaligandhaki. Мы уже делали c группами сплав на полдня по рекам Seti и Trishul. Но фото с них, к сожалению, нету. Да и приключение на полдня было не таким захватывающим, чтобы писать о нём в блоге.

Хотелось больше! Хотелось полного погружения и ощущения себя в дикой природе Гималаев. Поэтому, посовещавшись с олимпийской сборной Непала, мы организовали это 3х дневное погружение! Всё было сделано на высшем уровне и участникам сплава не пришлось беспокоиться вопросами кемпинга, палаток, еды и даже фотографий.
Рафтинг в Гималаях
Рафтинг - это один из видов экстремального спорта. Суть в том, чтобы командой сплавляться на надувной лодке-рафте по горной реке и преодолевать пороги + другие препятствия.

Реки классифицируют от 1 до 6, в зависимости от сложности и опасности порогов, ещё есть градация +/-. Коммерческие сплавы делают до 5ки. На 6ке сплавляются либо святые верующие люди, либо сумасброды, типа нашего инструктора по каньонингу. Про каньонинг вы можете почитать здесь.

Рафты (лодки для сплава) бывают 2-8 местные. У каждого участника свой шлем, жилет, весло. На каждой лодке свой капитан, который руководит процессом, задаёт направление и ритм гребцам. Прямо как на галерах. Раз - два! Всё просто.
Лучшая река для сплава в непальских Гималаях и одна из лучших в Азии - это священная река Kaligandaki. По шкале сложности она классифицируется: III - осенью, когда река полноводная сразу после сезона дождей;
IV+ весной, когда река мелеет и пороги становятся круче. Поэтому весной её не рекомендуют для любительского сплава.

Лучший сезон для любительского рафтинга в Непале - осенью, сразу же после сезона дождей. Когда реки полноводные, а сложные пороги даются легче и безопаснее. Именно поэтому, 3х дневную программу рафтинга мы включаем в наши осенние путешествия. А весной в целях безопасности выбираем сплавы продолжительностью по полдня на менее опасных реках.

Несмотря на благоприятный осенний сезон и быстрое течение, временами на Калигандаки приходится активно грести, на мелководье переносить лодку на себе, а на особо-опасных участках в целях безопасности просто отпускать пустую лодку и переходить по берегу. Да здравствует настоящее живое приключение!
День 1:
Как я уже говорила, организацией сплавов на рафтах в Непале занимается олимпийская национальная сборная и компания Paddle Nepal. Ребята профессионалы. Вечером за день до старта, мы всей группой собрались в их главном офисе в г. Покхаре. Провели инструктаж и развеяли все сомнения перед сплавом. Всё-таки 3 дня в дикой природе Гималаев - это не романтическая прогулка на лодочке. Это настоящее живое приключений! Коих на планете осталось не так много.

Если говорить о технической части, то к месту сплава из Покхары ехать 3,5 часа. На рафтинг тебе дают непромокаемую сумку-баул для твоих личных вещей. Оставшиеся вещи закрываешь в камеру хранения в отеле. По прибытию на место, надеваешь снаряжение, берёшь весло и в бой!
Вместе с нашей группой сплавлялась «сборная» группа из Франции, США и Великобритании. Получилось всего 2 рафта с командами по ~8 человек на борту + капитаны. Вместе веселее!

В 100-150 метрах от рафтов спереди и сзади плывёт каяк-патруль. 4-5 каякеров, которые страхуют на случай, если кто-то вывалится из рафта. Каякеры также заранее проходят и проверяют пороги в этот день. Со всей этой процессией плывёт огромный грузовой катамаран. На него грузят личные вещи в непромокаемых баулах, снаряжением для кемпинга, полевую кухню, баллоны с газом и весь провиант. Безопасность и комфорт участников на очень высоком уровне!
То, что рафтинг - это полноценное приключение понимаешь в первые же его минуты. Например, в самом начале пути нам встретился опасный порог Big Brother и в целях безопасности команды всех сняли с рафтов и каяков. И 300 метров мы обходили этот участок по берегу. На воде остался только бесстрашный кэп на катамаране и наши пустые лодки, которые швыряло и мотало во все стороны. При виде этого зрелища, сразу стало понятно почему мы этот участок идём по берегу.
Дальше всё конечно было гораздо проще. Ожидания были такие, что нужно будет довольно много грести. Но в реальности делаешь это, когда это необходимо на равнинах, где течение слабое. А поскольку мы в Гималаях, то равнинные участки со слабым течением встречаются довольно редко. Поэтому большую часть времени легонько перебираешь веслом по команде капитана и наслаждаешься прекрасными видами и романтикой «края света». Заснеженные Гималаи, рисовые поля-терассы, деревушки и священная река.
Самое большое удовольствие и адреналин в рафтинге получаешь тогда, когда проходишь пороги или налетаешь на какое-то препятствие или их череду. Рафт на скорости вздымается вверх и вокруг себя образовывает массу волн и брызг.

Иногда эти волны накрывают с головой, а иногда волной выбрасывает кого-то из лодки. Да, такое тоже случается потому, что в целях безопасности за лодку держишься только одной ногой. И если сильно тряхнёт, то тебя легко может выбросить из лодки. Но это не страшно потому, что каяк-патруль на готове: тут же ловит тебя и сажает обратно. В этом вопросе непальские ребята - молодцы, работают очень слаженно и дружно.
Хотя, обычно большинство участников наших туров из Украины, в этот раз из Украины только мы с Антоном. Остальные ребята из разных уголков России. Из Москвы, Омска и Сибири.

Первый день приключения проходит довольно быстро. То ли от адреналина, то ли от новизны кажется, будто прошло минут 10, а не деле почти 3 часа. За которые мы успели добраться до места нашей ночёвки. Пока разгружают главный катамаран, команда организаторов разбивает лагерь и ставит палатки прямо на берегу реки.

Какое же это удовольствие отпустить все мысли и отправиться вот в такое полностью автономное приключение на пару дней! Когда не нужно ни о чём думать, за тебя уже всё продумали и сделали всё за тебя.
Пока готовят ужин, мы с группой переодеваемся в сухое и тёплое, и идём исследовать окрестности этого места. Вечером ужин и песни у костра. Пока загораются звёзды, у костра разгорается спор. Как ни крути, но международного конфликта не избежать. Ребята из Франции начинают не очень лестно отзываться о странах пост-советского пространства и о их жителях. Начинаются вопросы к украинским и русским экспертам про живых коммунистах, медведей на улицах, балалайки и водку. Потом вступают «эксперты» из США и «наносят удар по Аляске», в ход идёт Горбачёв, перестройка и холодная война. Назревает международный конфликт.
Но реальность очевидна - они просто завидуют тому, что у нас классная команда и сильный командный дух! И конечно же тому, что наша команда пришла на место кемпинга первой. Поэтому, мы не реагируем и просто дружно хохочем в ответ на новые «безумные» стереотипы. Их это раздражает, поэтому подстёгивает нас смеяться ещё больше.

В гималайской глуши на рафтинге ощущения потрясающие. Даже несмотря на невоспитанных иностранцев. Возможно, это магия самых высоких гор мира, у подножия которых мы находимся. Возможно, это магия священной реки, в водах которой мы провели весь день. Возможно, это чувство гармонии и близости с природой, которая очень наполняет. А возможно, всё это вместе взятое + наша классная команда!
День 2:
Словами не передать какое счастье испытываешь, когда просыпаешься в окружении природы Гималаев. Так спокойно и умиротворённо себя чувствуешь. Так радостно в предвкушении нового дня приключений. Кто-то в лагере каждый день медитирует, кто-то делает йогу. На природе это ощущается по-особенному. Как и наши завтраки, обеды и ужины! После дня на свежем воздухе всё кажется таким вкусным.

Кормят на рафтинге, как на убой. Хотя и выбор ограничен возможностями полевой кухни. Питание в континентальном стиле и есть варианты для вегетарианцев. На завтрак: тосты и блинчики, джемы, масло сливочное и арахисовое, варёные яйца, сосиски, чай, молоко, соки. На обед и ужин: рагу из овощей, паста с ячьим сыром, салат, напитки и десерт. Просто на перекус: чипсы и напитки. С голоду точно не помрёшь.

Наш день в кэмпинге начинается с завтрака, после которого кемпинг собирают и мы плывём дальше. приключение начинается около 10 утра и заканчивается примерно к 14-15.00. Время сплава занимает ~4х часов, после чего мы прибываем на новое место для лагеря. После позднего обеда - время для отдыха и общения.
Нагрузка не сильная. Как раз столько, сколько нужно, чтобы проникнуться красотой и процессом. Но более чем достаточно, чтобы не утомиться и чтобы не приелось. Хотя, такое на второй день точно не приедается!
Местность, по которой проходит наш маршрут, очень живописная. Прямо с реки открываются виды на вершины легендарной гряды Аннапурны. Это уникальная возможность увидеть Гималаи с такого ракурса, с какого больше нигде не увидишь.

И хорошо, что всю нашу фототехнику мы оставили в Покхаре. И у всех наших фотографов была возможность просто наслаждаться красотой неповторимого момента. Это так ценно в путешествиях. Просто прожить приключения.
Часто на нашем пути встречаются водопады, под которые мы подплываем. Это непередаваемой ощущение, постоять под таким водопадом. Очень заряжает! А радость, которую испытываешь, сродни возвращению в детство! Пожалуй, это одно из тех ощущений, которые дарят такие приключения. Беззаботность и возвращение в состояние ребёнка. Когда радует каждая мелочь.

Ещё я хотела бы уделить внимание священной реке Калигандхаки, в соприкосновении которой мы провели 3 незабываемых дня. Река Калигандхаки берёт своё начало высоко в Гималаях. Она является священной и приравнивается по своему могуществу к известной Ганге. Одно омовение в ней смывает все грехи человека. Подробно о ней я расскажу как-нибудь в другой раз. А пока скажу, что её влияние на себе почувствовали все до единого в нашей группе. Так что наряду с экстримом, все получили ещё и свой неповторимый духовный опыт.
Наша международная перепалка переросла в финал чемпионата мира по рафтингу между командами «нормальных западных людей» и «отсталого советского союза». Это всё конечно шутки, но во второй день нас всех захлестнула волна соревновательства. И по закону справедливости, наша команда опять приплыла к финишу первая. Вечером у костра политические темы больше не поднимались. Внезапно все вспомнили про дружбу народов, откуда-то к нам пришла гитара и любимые песни The Beatles.
День 3:
Утром третьего дня рафтинга на душе появляется тоска. Так не хочется, чтобы это приключение заканчивалось. Всего за 3 дня успеваешь привыкнуть к дикой природе Гималаев, спокойствию и тому, что пейзаж всё время меняется. Ты будто смотришь фильм Discovery, но ты в главной роли. Это очень вдохновляет.

За 2 дня сплава я ни разу не вывалилась из лодки. Но наш капитан - основатель компании Paddle Nepal, всё предусмотрел. И в последний день ловко эту ситуацию исправил. Небольшой трюк - и мы все посыпались из лодки в воду. Оказалось это вовсе не страшно, а даже приятно. Я почти пожалела, что не вывалилась раньше. Хотя, горная вода прохладная, но она очень освежает.
Слева: сборная команда США, Франции, Великобритании. Справа: наша команда Photo-travel
В последний день наша команда конечно же пришла к финишу первой! То ли не радость! Вцелом, несмотря на политический разногласия и комичные моменты, рафтинг всем очень понравился. И ещё больше сплотил нашу и без того дружную команду.
Каждый раз в наших турах меня удивляет то, что хотя мы и из разных уголков мира, разного происхождения и свой историей, но есть то, что нас всех объединяет. Мы все любим приключения и смотрим на мир широко раскрытыми глазами. Это делает наши путешествия каждый раз особенными, с неповторимой атмосферой. Каждый человек привносит в эти приключения частичку своей души и результат каждый раз получается свой неповторимый и уникальный! Я так всем благодарна за это! Люблю свою работу :) Хотя, работой её и не назовёшь.
Друзья, весной мы опять отправляемся в Непал. В очередное экстрим приключение! Следите за расписанием на сайте, если вы хотите с нами. Благодарю, что читаете мой блог и виртуально путешествуете со мной. Путешествуйте и будьте счастливы!
Больше постов про экстрим в Непале